История Интернета и автомобиля
Электронные услуги в автомобиле
Президент Sun Microsystems Скотт Макниали высказал опасение, что автопромышленность слишком медленно вступает в мир «dot-com». Он считает, что автопроизводители должны получать прибыль даже не от продажи автомобилей в Сети, а от абонентской платы за пользование электронными устройствами, установленными в них.
В качестве примера Макниали приводит индустрию сотовых телефонов, которая получает такую колоссальную прибыль от абонентской платы, что может раздавать аппараты бесплатно.
А в будущем, по его предположениям, производители запчастей и комплектующих, а также рекламодатели и провайдеры различных услуг будут буквально бороться за право «добраться» до водителя через различные телематические устройства. В результате может развернуться «настоящая война за регистрацию водителей» и подписку на встроенные в автомобиль информационные и коммуникационные услуги.
И вот уже компании Mercedes-Benz USA и Motorola объявили о заключении соглашения, согласно которому с 2001 года все автомобили Mercedes в стандартной комплектации будут иметь телематическую систему Tele Aid. В течение четырех лет Mercedes закупит оборудование Motorola на общую сумму 225 млн. долл. Среди услуг этой системы — автоматическая передача сигнала тревоги в случае аварии, навигационная информация (получаемая посредством приемника системы глобального позиционирования GPS), справочная служба по автомобилю и доступ к другим беспроводным службам с возможностями передачи речи и данных, предназначенным для автомобилистов, в том числе доступ в Интернет. Самая первая система Tele Aid была разработана компанией Motorola уже довольно давно. Она сообщала водителю информацию о дороге и имела функцию связи с аварийной службой. С тех пор такие системы стали поддерживать гораздо больше функций и служб.
Компания Mercedes заявляет, что станет первой, кто начнет выпуск машин в стандартном исполнении, укомплектованных телематическими системами. В течение первого года клиенты смогут пользоваться этой службой бесплатно.
Motorola вообще проявляет к автовладельцам повышенный интерес. В прошлом году она подписала договор с компанией Audible о создании системы передачи «говорящих книг» клиентам сетей мобильной связи с использованием собственной технологии Motorola iDEN, а недавно представила на суд автомобильной общественности свою новейшую разработку в области Car-Audio — так называемую систему iRadio. С ее помощью у будущих владельцев управляемой голосом аудиосистемы появится возможность скачивать в реальном времени аудиозаписи прямо из Интернета, а также попутно получать информацию о ситуации на дорогах, слушать радио и даже пользоваться электронной почтой. Правда, как утверждают производители новинки, iRadio поступит в серийную продажу не раньше 2002 года.
Справедливости ради надо отметить, что американская компания Motorola является одним из законодателей мод в области автомобильной аудиоаппаратуры. Именно она в 1920-х годах создала первый автомобильный радиоприемник.
Кроме того, специалисты этой компании готовят новый проект — интеграцию в мотоциклы Harley-Davidson противоугонных устройств на основе трансиверов CreataLink. Устройство GPS Vision, созданное компанией Immobilizer, Inc., позволит владельцам мотоциклов дистанционно управлять машиной и отслеживать ее перемещения. Система может автоматически отправлять сигналы тревоги на пейджер владельца в случае угона. Кроме того, владелец может обратиться по телефону в круглосуточную службу контроля, централизованно отслеживающую перемещение этих мотоциклов. Управление такой системой также может осуществляться через Web-интерфейс.
И если уж мы упомянули об угонах, то стоит отметить и отечественный продукт подразделения группы компаний «Формоза» — Formoza Software House, которое занимается созданием программного обеспечения: недавно было объявлено о завершении очередного этапа разработки компьютерной системы «Калина», которая может стать новым элементом системы регистрации транспорта и розыска похищенных автомобилей, используемой сейчас ГИБДД. В настоящее время сотрудник ГИБДД имеет возможность проверить автомобиль на предмет угона по базе данных, которая размещена на его компьютере. Информация по угнанным автомобилям пополняется по факту регистрации заявления потерпевшего об угоне или после получения информации из Интерпола. Однако если у угнанного автомобиля были изменены идентификационные номера (что не представляет проблемы практически для любого автосервиса), то он никогда не будет зафиксирован существующей системой розыска как похищенный. Существенное различие алгоритма действия системы «Калина» заключается в том, что терминалы системы не только проверяют автомобиль по базе данных объявленных в розыск автомобилей, но и в случае обновления данных сообщают серверу номера проверенных автомобилей. Сервер, в свою очередь, проверяет каждый номер на предмет его наличия в базе данных произведенных автомобилей, в базе данных растаможенных автомобилей (для автомобилей иностранного производства), а также уникальность автомобиля, то есть отсутствие автомобиля с совпадающим VIN-кодом, на который выписано и действует другое свидетельство о регистрации. Если обнаруживается, что этот автомобиль либо не производился, либо не пересекал таможенную границу, либо существует два автомобиля с одним VIN-кодом, этот номер попадает в базу подозреваемых, и при следующем обновлении данных все терминалы получат эту информацию. Кроме того, собранная системой информация о ДТП позволяет при проведении техосмотра выявить автомобили с замененным кузовом, которому присвоен VIN разбитого автомобиля. Технологическая новизна системы заключается в том, что благодаря использованию четырехуровневой системы обработки данных и примененным методам сжатия, передачи и обработки данных становится возможным использовать в качестве терминалов компьютеры, уже имеющиеся у ГИБДД, а в качестве среды передачи данных — обычные телефонные каналы или дискеты. При этом система гарантирует, что угнанный автомобиль неизбежно будет обнаружен при повторной проверке документов. Автоматически запускаемая терминалом при обнаружении угнанного автомобиля программа документирует событие и передает информацию на центральный сервер. Более того, информация о номерах автомобилей с измененными VIN-кодами может позволить выявить все источники получения официальных документов о регистрации автомобиля. Процесс передачи и обработки данных организован по технологии ТИГР, разработанной Formoza Software House и успешно реализованной в системе RS-2000. Эта технология обеспечивает быструю и надежную передачу информации по коммутируемым каналам связи, высокий уровень защиты данных от несанкционированного доступа и высочайшую скорость их обработки на недорогих компьютерах российского производства.
Microsoft Windows для автомобилей
По новой задумке Билла Гейтса скоро все бортовые компьютеры легковых и грузовых автомашин будут подключены к Всемирной компьютерной сети. Создана уже третья версия Windows CE, предназначенная специально для компьютеров, встраиваемых в автомобили, — Windows CE for Automotive. Первая версия этой операционной системы использовалась в устройстве Clarion AutoPC. Это было управляемое голосом устройство, соединяющее в себе автомагнитолу, мобильный телефон и персональную электронную записную книжку.
Вторая версия Windows CE будет использована на новых автомобильных компьютерах с выходом в Интернет, которые будут устанавливаться на некоторые модели Cadillac корпорации General Motors.
Третья версия Windows CE может управлять целым рядом стандартных для автомобиля устройств и систем — от магнитолы до навигационной системы и системы доступа в Интернет.
Кроме того, компания Microsoft анонсировала Car.Net — концептуальный набор стандартов, которые производители автомобилей могли бы реализовать в различных автомобильных электронных устройствах. Главная функция новинки — контроль над всеми частями и агрегатами машины, а кроме того, обеспечение многих дополнительных услуг, например управление бортовым компьютером или видеосистемой, которая уже сейчас появляется в некоторых марках автомобилей.
Причем Car.Net включает не только технологии Microsoft, но и разработки других лидеров рынка. Как предполагают аналитики, к 2006 году более 50% всех продаваемых автомобилей будут оснащены доступом в Сеть. А на рынке роскошных и дорогих автомобилей эта доля может достигать и 90%. Десятки производителей автомобилей и электроники спешат занять позиции в новой нише автомобильного рынка. На предложение Гейтса уже откликнулись и Mersedes, и Ford, и FIAT. И естественно, что в этом деле, как и в случае с массовыми персональными компьютерами, Microsoft стремится стать единоличным лидером. Следует отметить, что свой продукт Microsoft впервые представила на автомобильный рынок четыре года назад. Однако в настоящее время количество машин, на которых установлена Windows CE for Automotive, исчисляется всего лишь тысячами. Поэтому уже сейчас группа разработчиков компании трудится над созданием нового программного обеспечения, которое бы дало фирме солидный задел.
В частности, другой известный производитель автомобильной аудиоэлектроники — Blaupunkt — объявил о начале сотрудничества с Microsoft в сфере разработки мультимедиа-продуктов для автомобильной промышленности на базе Microsoft Windows CE. Представители компании Microsoft сообщили о том, что совместная работа будет заключаться в создании единой платформы программного обеспечения для автомобилей. В дальнейшем компании будут создавать готовые продукты для автомобильной навигации, доступа к телепрограммам, Интернету и телефонной связи. Но, как сообщил вице-президент по продажам Microsoft Джоахим Кемпин, первый совместный продукт появится в 2002 году.
По прогнозам аналитиков, в самом ближайшем будущем рынок автомобильных мультимедийных компьютерных систем ожидает бурный рост.
В Интернет из автомобиля
Недалек тот день, когда доступ к Сети будет возможен не только из офиса или дома, но и из автомобиля. Сетевое автотранспортное средство будет снабжено системой распознавания речи, средствами беспроводных коммуникаций, глобального позиционирования через спутники, головным дисплеем, системами доступа в Интернет и средствами общения по Сети.
Благодаря средствам распознавания речи водитель и пассажиры автомобиля голосом смогут запросить и прослушать сообщения электронной почты, заказать номер в отеле, выяснить, как лучше проехать в пункт назначения, получить комплекс телефонных услуг по громкой связи, не прерывая при этом управление машиной.
Предполагается, что в автомобиле будет установлен дисплей, изображение с которого проецируется на лобовое стекло, подобно тому как это делается в кабинах боевых самолетов. Это позволит следить за показаниями приборов и схемами навигации, не отрывая глаз от дороги. А возможности пассажиров будут еще богаче: используя расположенные перед ними персональные терминалы, они смогут входить в Интернет, играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. Кроме того, можно будет передавать голосовые сообщения, а после распознавания их соответствующими средствами отсылать по электронной почте и факсу.
Кроме того, в систему будут включены противоугонные средства, работающие совместно с подсистемой позиционирования, которые в случае дорожного происшествия автоматически связываются со службой скорой помощи и сообщают точные координаты автомобиля.
Если вы потерялись, компьютер определит, где вы находитесь, и рассчитает кратчайший путь к месту назначения. Он также сам предупредит вас о недостатке горючего и направит к ближайшей заправочной станции.
В случае если вы попали в аварию (например, сработала подушка безопасности), с вами тут же попытаются связаться, а если вы не отвечаете, то к месту аварии будут немедленно высланы все необходимые службы. А уж если ваш автомобиль украли, то его местонахождение с помощью той же системы обнаружат непосредственно правоохранительные органы.
Кроме того, с помощью голоса вы сможете управлять электронным оборудованием автомобиля: не отвлекаясь от управления, например, позвонить, получить или отправить электронную почту, узнать погоду или новости, послушать концерт в прямом эфире и т.д.
Естественно, в автоматическом режиме компьютер постоянно сканирует работоспособность оборудования автомобиля и в случае обнаружения неисправности тут же об этом сообщает.
Причем в настоящее время все эти услуги уже доступны! Правда, в год это обойдется вам в 400 долл., если вы приобрели новый автомобиль компании General Motors (однако первый год обслуживания — бесплатный). В ближайшее время компания General Motors совместно с OnStar telemaics планирует запустить единую европейскую систему оснащения своих автомобилей бортовыми компьютерами, связью с экстренными службами и выходом на серверы электронной почты.
Сегодня эта автомобилестроительная компания, твердо следуя своим планам, внедряет сразу две технологии: «Персональный звонок» и «Виртуальный советник».
Первая технология представляет собой систему сотовой связи для автомобиля, управляемую исключительно голосом его владельца, а вторая — автомобильный Интернет, способный проверять электронную почту и доводить до сведения владельца интересующую его информацию: погоду, биржевые сводки или новости. Кроме того, уже в нынешнем году все автомобили Cadillac Seville и DeVille корпорация снабдит системой Infotainment, включающей систему навигации с цветным дисплеем, радиоприемником и CD-ROM, а также службу проверки электронной почты и голосовой планировщик заданий.
Японцы тоже не отстают — Mazda Motor Co начинает предоставлять навигационную помощь, возможность напоминания о своевременном прохождении техобслуживания и информацию о службах экстренной помощи по Интернету прямо в автомобиль.
Mazda и Ford совместно с Qualcomm, Inc. пытаются догнать своего конкурента General Motors и OnStar telemaics, электронную систему которого, включающую электронную почту, размещение телефонных звонков и получение информации, уже используют более 300 тыс. подписчиков в Северной Америке.
Корпорация Mitsubishi (MMC) обнародовала новый проект SWIFTcomm (Smart Wireless Internet for Field Teamwork), который, по ее утверждению, революционизирует все мобильные IP-технологии. Простая открытая архитектура SWIFTcomm обеспечит мобильных пользователей быстродействующим беспроводным Интернетом со скоростью доступа до 20 Мбит/c и надежным соединением даже на скорости до 100 миль в час (160 км/ч). Автомобилисты получат уникальный irPointer — карманный мобильный маршрутизатор с возможностью работы с любыми другими мобильными устройствами доступа в Интернет в двух режимах: SWIFTcomm N. (narrowband), представляющем собой технологию медленного, но надежного доступа в Сеть из автомобиля, движущегося даже на очень высоких скоростях, и SWIFTcomm W. (wideband) — высокоскоростной доступ (до 20 Мбит/с) по сотовым телефонным сетям.
Honda также объявила о выпуске новой системы (по сообщению агентства Associated Press), позволяющей пользователю входить в Интернет прямо из автомобиля. Новинка, получившая название Internavi, дополняет уже повсеместно встраиваемую систему спутникового позиционирования (GPS) и позволяет воспользоваться Web-сайтом корпорации Honda, на котором расположена полезная для путешественника информация: местоположение ресторанов, больниц, ремонтных мастерских, а также информация о всевозможных развлечениях — всего около 150 тыс. записей различного характера. Одно из главных достоинств новой системы — возможность быстро проложить маршрут с помощью GPS-навигатора: как только нужный объект найден в Интернете, на электронной карте появляется оптимальный маршрут, а электронный голос предупреждает водителя о необходимости повернуть в нужном направлении. Если же водитель отклонился от правильного курса, компьютер прокладывает новый маршрут. Система включает модем, сотовый телефон и программные продукты для обеспечения совместимости с браузером (ее общая цена — 1800 долл.).
Однако привлекательность самой идеи омрачается сложностями, возникающими при пользовании новой системой. Трудности начинаются сразу — из-за отсутствия клавиатуры пользователь вынужден набирать адрес с помощью курсора, выбирая из алфавита нужную букву и вставляя ее в строку.
Вызывает нарекания также скорость соединения, к тому же это очень дорогое удовольствие — ведь приходится платить за пользование мобильным телефоном. В связи с этим корпорация Honda предлагает пользователям сначала найти нужный объект дома, а затем загрузить информацию в бортовой компьютер (все равно доступ в Интернет в этой системе автоматически прерывается, как только машина начинает двигаться).
А тем временем в Америке компания Yahoo! и Medallion Financial Corporation, владеющая 12 187 таксомоторами в одном только Нью-Йорке, решили, что пассажирам нью-йоркского такси просто необходимо выходить в Интернет прямо из салона желтого автомобиля (и их можно понять — пробки в Нью-Йорке хуже московских!). Теперь на улицах крупнейшего американского города появилось 10 машин, оборудованных мини-компьютером Palm VII, с помощью которого как раз и можно бесплатно блуждать по просторам Интернета (платить надо только за проезд). Водителей такси собираются обучать сотрудники Yahoo!.
Эта программа продолжает прошедшую еще в 1999 году акцию Yahoo! по интернетизации такси в Сан-Франциско, где вместо Palm VII тогда использовались ноутбуки. Такие проекты свидетельствуют, по мнению представителей Yahoo!, о способности фирмы продвигать свои услуги «традиционным и нетрадиционным способами». Правда, в том, что они могут мыслить нетрадиционно, наверное, сомневались немногие, особенно после воплощения ими на празднике, посвященном коровам, идеи встроить компьютер в статую коровы и подключить его к Интернету.
А вот берлинские власти пошли еще дальше: одну из автобусных остановок на Потсдамской площади оснастили доступом в Интернет. Теперь, коротая время в ожидании автобуса, любой человек может побродить по Сети. Таким образом власти, видимо, хотят увеличить популярность городского общественного транспорта.
Автомобильные Интернет-технологии
Баварская компания BMW решила оснастить Интернетом все свои технологии. Для этого при помощи своего подразделения Softlab она создает специальную IT-фирму nexolab. В ее задачу будет входить разработка информационно-технических Интернет-решений, пронизывающих всю структуру, — от заказа на автомобиль, поступающего от дилера в производство, и далее до поставщиков комплектующих и сырья. Одной из конечных целей программы является сокращение до десяти дней срока между заказом автомобиля дилером и его поставкой клиенту.
На специальном сайте компании http://www.bmwusfactory.com/ с помощью разработчиков можно будет взглянуть на технологический процесс создания автомобиля.
Толчком к открытию сайта послужил огромный интерес потенциальных покупателей к устройству типичного производственного цикла. Около 30 тыс. посетителей ежегодно приезжают на завод в Южной Каролине, чтобы ознакомиться с производственным процессом.
На сайте можно будет узнать секреты сборки таких моделей автомобилей, как спортивная Z3 и полноприводная X5 — знаменитая модель BMW 5-й серии. Одна из возможностей, предоставляемых посетителям сайта, — совершить по предприятию виртуальное путешествие, в процессе которого дается панорамный вид цехов компоновки, окраски и сборки автомобилей.
А американское подразделение концерна FHI (Fuji Heavy Industrials), производителя автомобилей марки Subaru, — Subaru of America открыло новую страничку в области персонификации автомобилей: отныне каждый владелец Subaru будет иметь индивидуальный раздел на сайте под названием My.Subaru, где будет храниться вся информация о его автомобиле. Сайт автоматически составляет перечень любого гарантийного обслуживания и график проведенного технического обслуживания автомобиля, сообщает пользователю обо всех новинках, собирает специализированную для конкретной модели информацию и хранит техническую карту работ, которые проводились с автомобилем в течение его срока эксплуатации. Видимо, вскоре при продаже автомобиля марки «Субару» вместе с ключами необходимо будет передавать и пароль на этот Web-узел (а для скручивания пробега понадобятся еще и услуги хакера).
Автомобильные Интернет-ресурсы, или Как найти ответ без длительного серфинга
Если получение доступа в Интеренет из автомобиля пока еще не слишком актуально (особенно для российского пользователя), то богатейшей торговой и технической информацией, повсюду «разбросанной» в Сети, сегодня уже грех не воспользоваться. В мире всегда найдутся знающие люди и серьезные организации, готовые поделиться своими знаниями и умениями, чтобы помочь вам обучиться чему-либо, узнать интересующие факты, ознакомиться с той или иной технологией. Но если вы не обладаете необходимыми навыками в поиске, то найти и извлечь полезную информацию будет весьма проблематично. Особенно сложно определиться с проблемой, с которой вы столкнулись впервые и не знакомы с ее терминологией, не знаете ни области ее возникновения, ни возможных подходов к ее решению.
В этом случае Интернет не слишком скоро откроет вам свои тайны и начинать вам придется с азов, то есть для начала попытаться найти хорошие технические описания, которые помогут вам понять, как работают подобные вещи.
Многое из того, что было написано инженерами, которые фактически помогали разрабатывать промышленные диагностические системы для автомобилей (типа OBD-II), вы можете легко найти, использовать и, что самое главное, полностью этому доверять. Другая же серьезная информация по автомобилям (особенно по ремонту и диагностике) будет для вас скорее всего недоступной или платной. Существует несколько мест в Сети, где продают подобную информацию (это, как правило, правительственные или корпоративные сайты).
Например, в Америке платный доступ к базам данных с достоверными документами (в том числе и по автомобильной тематике) можно получить на сайте федерального правительства США (http://www.fedworld.gov/) или Service Technicians Society (http://www.sts.sae.org/). Последний сайт, наряду с доступом к книжному магазину STS и официальным публикациям SAE, предлагает ссылки на бесплатно размещенные материалы по обучению и технической информации. Обучение и образование — главная задача этой организации, поэтому все, что касается обучения, знаний и инструктажа, может быть взято оттуда. Информация там группируется по следующим темам: инструкции по эксплуатации, обучающие материалы или информация, диагностическая информация, диаграммы соединительного монтажа, торговая информация и т.д.
Чтобы найти в Сети необходимую автомобильную тематику, вы должны для начала определиться с терминологией, а отправную точку вам поможет найти как раз подобный сайт, даже если его собственные услуги по предоставлению информации вам не по карману (или же сильно затруднены).
Впрочем, доступ к информации по автомобилям непосредственно у самого производителя должен в скором времени значительно упроститься. Во всяком случае, на этом настаивают различные комиссии в правительствах многих стран и агентства по охране окружающей среды.
Возможно, в самом скором будущем будут даже приняты специальные поправки к законодательствам, которые потребуют от изготовителей предоставления полного содержания инструкций по эксплуатации и расширенных технических спецификаций автомобилей непосредственно в сети Интернет. А пока такие инициативы добровольно проявляют сами фирмы-производители: Volvo уже имеет полное руководство в Сети, Hyundai и GM собираются опубликовать его в ближайшее время, не отстают от них Toyota, BMW и другие.
Может быть, для получения какой-то информации потребуется дополнительная регистрация, а что-то будет предоставляться не бесплатно, но, во всяком случае, все так или иначе можно будет получить непосредственно из Интернета.
Конечно, инженеры и представители завода-производителя лучше, чем любой водитель, знают специфику работы своей продукции. Однако на проблему вы с ними смотрите с разных сторон, поэтому найти взаимопонимание иногда бывает трудно.
В реальном мире автомобиль существует зачастую не по тем правилам, которые были выработаны для него в конструкторских бюро. Поэтому вам иногда больше поможет общение с такими же автолюбителями, которые знакомы с подобной проблемой и помогут вам избежать целого ряда «ложных ходов». Такие форумы есть и у нас — в Usenet или на популярном сервере Auto.ru (http://www.auto.ru/wwwboards/). Причем в подобных случаях не только объединяются знания и опыт, но и появляется возможность коллективно разобраться в возникшей проблеме. Однако участие в такой конференции не обещает вам гарантированного и успешного решения, поэтому данный способ не может считаться максимально эффективным, хотя в ряде случаев он бывает единственно возможным.
Более достоверную информацию могут содержать профессиональные ассоциации — типа сервисов iATN (Международная сеть автомобильных техников). Однако этот сервис предоставляется техниками для техников и требует зарегистрированного членства. Ассоциация объединяет примерно два десятка различных форумов, с библиотеками документов и изображений (более 1500 единиц, и это число постоянно увеличивается).
Существуют также и полезные любительские странички автомобилистов-фанатиков, где содержится немало интересной информации и доступ к ней ничем не ограничен. Многие из этих сайтов могут научить вас чему-либо важному или по крайней мере обеспечить полезными ссылками.
Таким образом, мы имеем три различных типа автомобильной информации в Интернете: коммерческая, свободно доступная (бесплатная) и интерактивная (форумы). Последняя обычно гораздо более полезна для решения специфических проблем. Она также обеспечивает возможность связаться непосредственно с «живыми» людьми и уточнить свои вопросы.
по информации КомпьютерПресс 2'2001